Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебные нотки»

Музыкальный руководитель Знаемская Кристина Валерьевна.
Музыкальный руководитель
Знаемская Кристина Валерьевна

Методы и приемы по реализации задач программы

 Игровой метод:

  • игры и упражнения на развитие голоса, артикуляции, певческого дыхания;
  • развивающие игры с голосом;
  • игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
  •  театральные, мимические этюды;
  • игры: музыкальные, на развитие песенного творчества;
  • музыкально-дидактические и коммуникативные игры и упражнения.

 Словесный метод:

  • беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений;
  • скороговорки на развитие дикции;
  • творческие игры со словом.

Наглядный метод:

  • наглядно-слуховой метод (включает приемы выразительного исполнения песен, попевок педагогом);
  • наглядно-зрительный (включает показ иллюстраций к песням, музыкально-дидактическим играм).

Практический метод:

  • песни-миниатюры;
  • упражнения на формирование правильной певческой осанки, развитие дикции, дыхания, артикуляции;
  • песенные импровизации (разыгрывание маленьких музыкальных сценок, для развития песенного творчества).

Приемы обучения пению:

 Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

· знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

· работа над вокальными и хоровыми навыками;

· проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

Приемы работы над отдельным произведением:

 · пение песни с полузакрытым ртом;

· пение песни на определенный слог;

· проговаривание согласных в конце слова;

· произношение слов шепотом в ритме песни;

 · выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

 · настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);

 · остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;

 · анализ направления мелодии;

· использование элементов дирижирования;

· пение без сопровождения;

· зрительная, моторная наглядность.

Приемы звуковедения:

· выразительный показ (рекомендуется аккапельно);

· образные упражнения;

· оценка качества исполнение песни.

Артикуляция. В работе над формированием вокальными навыками у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков.

Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

 • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

 • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам относиться:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

 • выражением глаз;

 • выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать; • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

 • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

 • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

 • делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Программа занятий

Цели и задачи Дополнительной Программы

Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.

Задачи: 

Образовательные: 

-  формирование и развитие творческих способностей воспитанников;

-удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в художественно – эстетическом развитии;

-выявление, развитие и поддержку воспитанников, проявляющих выдающиеся способности;

- формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);

-  учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.

Развивающие: 

-  развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;

-  развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).

Воспитательные: 

-  поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;

-  побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца, марша).

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечении детей дошкольного возраста в активную творческую деятельность, направленную на развитие вокальных исполнительских навыков, музыкальных способностей, гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности освоение способов творческого самовыражения, формирование ценностных ориентаций и художественного вкуса, стремление принимать участие в социально ребенка, значимой деятельности.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie