
















Праздником Крещения заканчиваются Рождественские Святки. Знакомство детей с народными традициями и обычаями русского народа - это духовно-нравственное наследие подрастающего поколения. Сегодня в нашем центре развития прошло мероприятие, посвящённое празднику «Крещение Господне». В доступной форме, с показом видео - презентации, педагоги познакомили детей с возникновением праздника, с обычаями и традициями с ним связанными. Дети рассказали о приметах в этот день, участвовали в играх, исполняли песни и хороводы.
История праздника Крещение Господне.
По библейской легенде, у престарелых родителей Захария и Елизаветы долго не было детей. Они молились о ребёнке, и вот родился сын Иоанн. Когда он вырос, то удалился в глухую пустыню и жил там в пещере. Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он оставил свою пещеру и пришёл к еврейскому народу. В один из дней, когда Иоанн был на реке Иордан и крестил людей, к нему пришёл сам Спаситель - Иисус Христос. Он попросил окрестить и Его, как простого человека. Иоанн ужаснулся и хотел Его удержать, ведь Он, как Бог, был совершенно чист от греха. Но Иисус настоял на крещении. И тогда Иоанн крестил Христа в воде реки Иордан. Вышел Иисус из воды, и вдруг раскрылись небеса и все увидели Духа Божьего в виде голубя. Был слышен голос с небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение»... Так рассказывает о Крещении Библия.
День Крещения можно считать рождением христианства, так как после этого Иисус начал проповедовать.
На заре нашей эры Крещение отмечалось вместе с Рождеством, но с IV в. церковный собор разделил эти два праздника.
Традиции празднования Крещения Господне
Двенадцать праздничных дней между Рождеством и Крещением называют Святками, святыми вечерами. В языческой традиции Святки воспринимаются как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, как время прихода на землю с того света душ умерших, разгул нечистой силы в середине зимы. В это время люди гадают, хотя церковь этого не одобряет.
В сочельник перед Крещением вообще не разрешалось есть, затем на стол подавали ритуальную пищу - голодную кутью.
В некоторых деревнях в сочельник за дверь бросали блин, «чтобы курочки жили хорошо». Существовал также обряд освящения скотины, в котором участвовала вся семья.
Главное событие Крещения - великое водосвятие (освящение воды). В Крещенский сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма, а в праздник Крещения - в реке, озере, колодце. К освящению воды готовились с Крещенского сочельника: на реке или озере прорубали отверстие во льду в виде креста или круга, называемое по библейской традиции Иорданью. Около проруби водружали деревянный крест, верхушку которого венчало изображение голубя - символа Святого Духа.
В день Крещения после церковной службы в храме к проруби отправлялась процессия во главе со священником - крестный ход. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая после службы считалась святой. Люди умывались, обливали ею друг друга, а некоторые, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде, прыгая в прорубь нагишом или одетыми.
В 1700 г., когда в России был объявлен новый гражданский год, Пётр I уже участвовал в водосвятии на реке Неглинной как капитан Преображенского полка и шёл вместе с полком. На Иордани окропляли святой водой царское знамя, а затем во дворец везли огромный сосуд с водой. Последующие цари отмечали Крещение куда более пышно, при громе пушечных залпов. Со временем установилась традиция проводить водосвятие везде, где расположены воинские части, потому что главной целью празднества стало освящение знамён.